Toyota Land Cruiser 300: доминирование традиции
Прошлое поколение Land Cruiser было представлено в 2007 году и прожило на конвейере 14 лет. Так что новую генерацию мы ожидали уже давно, равно как и внедрения других, более прогрессивных технологий.
Впрочем, в основе новой модели по-прежнему лежит рамная конструкция. И кто-то даже скажет, что это странный шаг, аргументируя свое мнение тем, что большинство владельцев предыдущих Land Cruiser и Lexus LX действительно используют свои автомобили прежде всего в городе.
Лень читать? Смотрите видео-тест Toyota Land Cruiser 300:
А вот кузов пересмотрели полностью, несмотря на то, что габариты внедорожника получили минимальные изменения: 4965 мм длины (+15 мм), та же ширина в 1980 мм, 1950 мм высоты (+40 мм) и неизменная колесная база в 2850 мм. Капот, передние крылья, двери, крыша, крышка пятой двери теперь выполнены из алюминия. Стальными остались лишь задние крылья.
В Toyota утверждают, что жесткость рамы на кручение увеличилась на 20 %, а сама рама стала весить меньше. Впрочем, об этом пишет каждый автопроизводитель. А вот что мы действительно можем проверить, так это общую массу нового внедорожника. Важно это еще и потому, что именно с массой предыдущего Land Cruiser было связано большинство претензий к этому автомобилю, в том числе большой расход топлива и нестабильное поведение на дороге при маневрировании, а также общая его «грузность» (пускай многим она-то и нравилась).
Сравнение сертификационной массы нового Land Cruiser и массы предыдущей модели дает повод говорить о разнице в 100 кг: Немало, но учитывая общую массу 300-го в около 2700 кг (вариативность возможна из-за различий в комплектациях), принципиальным такое облегчение называть не стоит.
Сзади по-прежнему устанавливается неразрезной мост – почти такой же, как и на предыдущем Лэнд Крузере. А вот силовая установка и коробка передач здесь изменены полностью: это 3.5-литровый V6 с двумя турбинами и десятиступенчатая гидромеханика производства Aisin (японской компании, частью которой владеет Toyota).
Еще задолго до премьеры автомобиля была обнародована информация о том, что новый Land Cruiser будет построен на модульной платформе TNGA. А что эта платформа лежит в основе автомобилей от Yaris до Lexus LS, здесь нужно объяснить, что речь идет о платформе как об общем принципе, конструкторе, который позволяет унифицировать множество решений.
Что же касается шасси, то здесь на помощь приходит дополнительное буквенное обозначение платформы нового Land Cruiser – GA-F. Пока что внедорожник является единственным автомобилем, построенным на GA-F. Но в скором времени, можно предположить, к нему присоединятся Prado и пикапы Toyota.
Двигатель 3.5 V6
В 2017 году Toyota без лишней шумихи представила на Lexus LS 500 абсолютно новый 3.5-литровый V6. Впрочем, полностью отвечающий философии бренда – без суперсовременных технологий. И в теории этот двигатель можно было бы даже назвать архаичным. Но то, чего в Toyota добились с помощью, казалось бы, простых вещей, впечатляет.
Двигатель V35A-FTS на новом Land Cruiser выдает 415 л. с. и 650 Нм крутящего момента. Причем пиковый момент доступен в диапазоне 2000–3600 об/мин. Сам двигатель выполнен из алюминия, но гильзован (то есть должен быть ремонтопригодным), в нем реализована двойная система впрыска: прямого и распределенного.
Силовой агрегат располагает большим соотношением длины хода поршня относительно диаметра цилиндра – 1.2:1, то есть это так называемый длинноходный двигатель. До 41° был увеличен угол между клапанами, что позволило улучшить турбулентность в камере сгорания и увеличить скорость сжигания.
Был доработан портинг ГБЦ, форма камеры сгорания, облегчены поршни. Выпускной коллектор здесь интегрирован в ГБЦ, что положительно сказалось на общей массе двигателя и оптимизированном распределении температурной нагрузки. Многие элементы, электрификацию которых в Toyota раньше считали ненадежными, все же перешли на электронное управление. К примеру, вентилятор охлаждения и термостат (хотя этим список не ограничивается).
Турбины в двигателе располагают отдельным контуром охлаждения, а интеркулер – традиционно для Toyota – расположен прямо над двигателем (его можно увидеть, сняв пластиковый пыльник мотора).
О чем все это нам говорит? Конечно, данный 3.5-литровый V6 точно не стоит считать столь же надежным, как атмосферный V8. С другой стороны, зная японский подход, в своем классе этому мотору можно прогнозировать высокий показатель надежности.
Но не экономичности. Дело в том, что и на Lexus LS этот же двигатель (пускай и с другими настройками) потреблял около 20 л/100 км в комбинированном режиме. А во время теста Land Cruiser – да, с ускорениями, торможениями и высокоскоростным движением, но все же – расход составил около 28 л/100 км.
Динамика
Заявленный производителем разгон Land Cruiser 300 до 100 км/ч равен 6.8 с. Впечатляющий показатель, учитывая снаряженную массу автомобиля! Но по опыту предыдущих тестов мы знаем, что реальные показатели Toyota отличаются от прописанных в брошюрах в среднем на 2 с. И да, никому, кажется, не удавалось разогнать Land Cruiser 200 до 100 км/ч за паспортные 8.6 с.
Каково же было наше удивление, когда 300-й во время наших замеров разменял 100 км/ч за 7.7 с – меньше секунды разницы с «паспортом»! Так что внедорожник – по меркам класса – можно официально считать очень динамичным.
Впрочем, есть и ложка дегтя. V6 явно не дотягивает до V8 в приятности звучания. Поэтому японцы пошли на радикальный по меркам бренда Toyota шаг: внутри звук двигателя «подзвучен» динамиками.
Тормоза
Принято считать, что базовая тормозная система у Toyota Land Cruiser не справляется со своими задачами. Это мнение мы и подтверждали, и опровергали во время теста Lexus LX, который располагает точно такими же тормозными механизмами, что и Land Cruiser 200.
Во время наших замеров Lexus остановился со скорости 100 км/ч за рекордные (на то время по статистике InfoCar) 36.88 м. Так почему же Land Cruiser/LX ругают за тормоза, почему тормозную систему на этих автомобилях многие из владельцев меняли почти что сразу после покупки? Все дело в том, что тормоза здесь быстро перегреваются, выдавая хороший результат лишь один либо два раза. А еще они быстро выходят из строя из-за большой нагрузки – здесь нужно учитывать снаряженную массу внедорожников.
Тормозная система у Land Cruiser и LX имеет особенность: при небольшой площади соприкосновения и собственно небольшой площади дисков сжатие здесь очень эффективное. Следствием является быстрая остановка, но в то же время и быстрый перегрев механизмов.
Со сменой поколения диаметр тормозных дисков не изменился. Зато изменилась форма вентиляционных отверстий внутри самих дисков. Визуально двухпоршневые суппорты остались прежними, зато иным стало расположение поршней в суппортах. По данным производителя, эффективность прижатия выросла, улучшилась и обратная связь от педали во время торможения.
Замер скорости остановки со 100 км/ч мы проводили при внешней температуре в 22°. Результат – 44 м, то есть улучшений по сравнению с предыдущим поколением нет. Да и во время торможения «в пол» нет ощущение полного контроля: кажется, будто моментального срабатывания не происходит, а автомобиль настроен тормозить более плавно, без столь сильного «клевка».
Подвеска
Для Land Cruiser 300 не будет доступна пневматическая подвеска. И это, как по мне, довольно сильный репутационный удар, который ложится на плечи дилеров: именно они должны будут объяснить потенциальному покупателю нового Лэнд Крузера, почему же конкуренты в виде BMW X7 и Mercedes-Benz GLS оснащаются пневматикой, а данный японский внедорожник – нет.
В базовой версии Prestige будут установлены обычные пассивные амортизаторы, а версия Premium, как у нас на тесте, укомплектована адаптивными амортизаторами, которые могут менять жесткость.
Фирменная система KDSS, отвечающая за управление стабилизаторами поперечной устойчивости, пережила второе рождение: теперь она располагает электронным управлением (отсюда и название – e-KDSS). Но доступна она будет у нас только в версии GR Sport.
Она располагает уже двумя гидроцилиндрами впереди (предыдущая KDSS оснащена одним цилиндром на каждой оси с водительской стороны). Как и раньше, система призвана гасить крены кузова в поворотах либо «развязывать» стабилизаторы при движении по пересеченной местности. Но теперь e-KDSS располагает отдельным управлением каждой из осей, которые больше не зависят друг от друга.
Внедорожный потенциал
Стандартным оснащением Land Cruiser 300 Premium является центральный дифференциал Torsen с блокировкой, распределяющий крутящий момент по умолчанию в соотношении 40:60 в пользу задней оси, а также самоблокирующийся дифференциал Torsen в задней оси.
Но версия GR Sport может быть укомплектована тремя блокировками. Так что Land Cruiser станет одним из четырех новых автомобилей на нашем рынке, которые способны предоставить покупателю такой функционал. Тремя остальными являются Mercedes-Benz G-Wagen, Jeep Wrangler и Haval H9.
К сожалению, во время первого теста у нас не было достаточно времени для того, чтобы полноценно проверить Land Cruiser 300 на бездорожье: подготовленная организаторами трасса точно не подходит под это определение. Но некоторые выводы сделать все же удалось.
В автомобиле с бензиновым двигателем система Crawl Control – внедорожный круиз-контроль – не работает так, как того хотелось бы. При штурме препятствий двигателю не хватало крутящего момента (то есть обороты были слишком низкими), поэтому с первого раза вскарабкаться на некоторые горки автомобилю не удавалось. Поэтому иногда Crawl Contol было проще заменить педалированием с прибавлением оборотов. Впрочем, в дизельной версии, уверен, такой проблемы не будет. С другой стороны, теперь Crawl Control работает тихо.
Колеса
Ступицы у автомобиля новые, с креплением на шесть болтов (то есть диски от предыдущего Лэнд Крузера на новый не подойдут). Раньше существенной проблемой автомобиля были большие неподрессоренные массы, к которым относятся и колеса. И об этом мы еще поговорим. Теперь на внедорожник устанавливаются покрышки шириной 265 мм (против 285 мм у предыдущей модели), а ширина 20-дюймового диска уменьшилась на полдюйма. Соответственно, уменьшился и вес колес.
Драйв
За счет высокой посадки и довольно мягкой подвески Land Cruise 300 с его возросшей в сухих показателях динамикой во время разгона воспринимается космическим кораблем. Но при этом в поворотах внедорожник теперь ведет себя более вразумительно.
Рулем нового Toyota пользоваться стало легче: к гидроусилителю был добавлен электрический актуатор, помогающий вам вращать рулевое колесо. Передаточное число изменяется в зависимости от угла поворота руля: теперь здесь немногим больше трех оборотов от упора до упора (было около трех с половиной).
Автомобиль по-прежнему ощущается мягким, он по-прежнему кренится (и эти крены могут свести с ума тех, кто пересядет на Toyota с немецкого премиума). Но ощущения от управляемости поменялись очень сильно. И дело не в том, что руль стал легче. К предыдущему автомобилю нужно было привыкать недели две, и лишь после этого его можно было полюбить (но не за управляемость). К этому же привыкнуть можно сразу: настройки руля и подвески гармоничны друг другу, а крены воспринимаются более безопасными. Land Cruiser стал более интеллигентным, что ли.
Предыдущий автомобиль впечатляет тем, что не замечал мелкие изъяны дорожного покрытия, а еще ему нипочем были как огромные ямы, так и съезд с асфальта (единственное, что в этих условиях страдало – это шины и диски). За такие настройки Land Cruiser 200 и любят.
Но вот средние неровности (швы на асфальте, брусчатка) автомобиль передавал в салон максимально четко: вертикальной тряской и постукиванием в позвоночник огромных неподрессоренных масс. И нет, автомобиль не избавился от этой проблемы полностью, но баланс точно сместился в сторону более приятной реакции. Отлично ощущается новая настройка подвески, а также уменьшенные неподрессоренные массы: меньшие колеса и алюминиевые рычаги спереди. Да и измененная рама стала иначе передавать вибрации на кузов.
Позиционирование
Разрабатывая этот Land Cruiser, инженеры и дизайнеры уже хорошо понимали, каким должен быть Lexus LX. Раньше было наоборот: за основу брали готовый Land Cruiser и максимальной его улучшали, «дотягивая» под стандарты премиум-бренда. Из-за этого, к слову, часто возникало непонимание: почему LX настолько дороже, но при этом не так уж и лучше?
Сейчас же «запас престижа» у Toyota был умышленно уменьшен. И это хорошо заметно: так подготавливают почву для нового LX (чтобы соответствующих вопросов было меньше). С другой стороны, точно так же поступают и немцы: искусственная разница между Volkswagen Touareg и Audi Q7 считывается очень легко.
Разбираясь c LX, мы отдельно останавливались на особенности водительского места – ты чувствуешь себя зажатым в углу (пересаживаясь в Toyota c больших немецких кроссоверов). Все дело в том, что центр рулевой колонки у предыдущего Land Cruiser и LX смещен в сторону. Можно предположить, что виною тому является первоначальная трехместная конфигурация переднего ряда внедорожника.
Расстояние от центра руля до стекла в Lexus LX равно 41 см, тогда как в BMW X7 – 45.5 см. Мы померили это же расстояние в новом Land Cruiser, и оказалось, что с точки зрения компоновки ничего не изменилось - тот же 41 см. То есть фанатов модели по-прежнему ожидает езда «на локте», проверка рельефа под передними колесами через открытое окно и легкое стеснение в плечах.
Салон. Водительское кресло и мультимедиа
Платформа TNGA предполагает другой подход к сборке салона. Своими руками вы можете легко вынуть и вставить некоторые элементы декора либо обшивки, ведь они закреплены на клипсах. То же можно было увидеть и на Toyota Highlander, представленном у нас чуть больше года назад.
Возможно, после «дубовости» предыдущего салона Land Cruiser, где все было закреплено намертво, такой подход покажется странным и даже кого-то разочарует. Но не стоит спешить с выводами: более податливый (в хорошем смысле этих слов) салон тестового автомобиля не скрипит.
Водительское место нового Land Cruiser явно улучшилось. Во-первых, над головой даже у высоких людей (мой рост – 1.93 м) остается приличный запас места, и это в версии с люком. Во-вторых, кресло располагает спинкой повыше, в уровень моего плеча, тогда как сидению предыдущего внедорожника не доставало к этому уровню минимум сантиметров десяти. Само сидение стало выглядеть более «гламурно», но зато и сидеть в нем стало приятнее: оно мягче, а боковая поддержка выражена лучше. Тем не менее мне все еще не хватает длины подушки.
Чем Toyota точно стоит гордиться, так это диапазоном регулировки руля по вылету (оснащенной электроприводом, конечно же). Во многом именно благодаря тому, что руль можно выдвинуть очень далеко, я могу найти комфортное для себя положение.
Приборная панель здесь комбинированная: между двумя колодцами расположился информационный дисплей. Он точно не сможет удивить вас графикой, зато дисплей этот достаточно яркий и информативный. Впрочем, Land Cruiser – это не люкс-класс, а в первую очередь утилитарный автомобиль.
Единственный элемент салона тестового 300-го, который выдавал легкое поскрипывание – 12.3-дюймовый дисплей, блок которого полностью выполнен из жесткого пластика. В природе существует и мультимедиа-система с 9-дюймовым дисплеем, но в Украине даже в «базе» предложен больший.
Сама мультимедийная система не выглядит новой, но у нее хорошее быстродействие. Поначалу может показаться, что система не лишена лагов, но потом понимаешь, что такое впечатление складывается из-за анимированного перехода между вкладками и панелями. А еще одной хорошей новостью является наличие Apple CarPlay и Android Auto – искать пути их доустановки теперь не нужно.
Под блоком мультимедиа расположена зона управления климатической установкой, усеянная россыпью настоящих кнопок. Причем во время нажатия не чувствуешь никакого люфта – качество исполнения блока высокое.
В местах, где водитель и пассажир касаются коленями обшивки, применены мягкие материалы. А еще тем же коленом водитель способен нажать на кнопку активации камер кругового обзора – ее оставили на прежнем месте справа от руля. В компании утверждают, что качество изображения с камер улучшилось, но даже если это и так, реализация 360-градусной «картинки» сводит эффект на нет – она просто смешная.
Пожалуй, одним из самых интересных нововведений в салоне является сканер отпечатков пальцев для запуска двигателя. Ответ на вопрос о том, зачем он нужен, кроется в одном из самых высоких рейтингов угона Toyota Land Cruiser. Самый простой угон автомобиля с помощью ретранслятора – так называемой «удочки» – подразумевает, что когда вы отошли от автомобиля далеко, за вами следует злоумышленник, располагающий специальным устройством, считывающим сигнал из ключа. Этот сигнал передается второму злоумышленнику: усиленный сигнал от ключа заставляет автомобиль считать, что вы находитесь рядом.
Открыть Land Cruiser 300 можно точно таким же образом. Но чтобы его завести, ворам нужно, собственно, располагать отпечатком вашего пальца. Вообще сканер располагает памятью на десять отпечатков. В случае, если вы не хотите им пользоваться либо часто передаете автомобиль тому, чьих отпечатков не вносите, для запуска двигателя достаточно просто приложить ключ к сканеру. Но вот с помощью «удочки» завести автомобиль уже не удастся.
Второй ряд
В плане посадки и тактильных ощущений первый ряд стал более приятным: мягкие материалы повсюду создают ощущение уюта. Но если спереди и в предыдущем Land Cruiser было неплохо, то вот ко второму ряду претензий было много. Слишком много.
Чем же был плох второй ряд Land Cruiser 200 (да и Lexus LX тоже)? Первое и самое важное – это компоновка. Диван был низким, подушка с небольшим углом наклона не поддерживала бедра совсем, да и пространства для ног было недостаточно. И с этим, увы, глобальных изменений не произошло. Хотя сам диван воспринимается чуть более мягким.
Второй существенной проблемой был слишком высокое расположение изгиба спинки при ее раскладывании, что приводило к неестественному прогибанию спины при желании устроиться полулежа. И эту проблему частично устранили, опустив место изгиба пониже.
А теперь – о действительно хорошем. Теперь у Toyota есть вентиляций задних сидений, которая раньше была доступна лишь для Lexus. Также здесь есть подогрев и две отдельные зоны климат-контроля. Важно, что внедорожник также обзавелся парой USB-C портов, хотя раньше не было ни одного. А еще отличной новостью является подлокотник, который, поднявшись повыше, теперь способен выполнять свою первоочередную функцию. Да и подлокотники в дверях размещены повыше.
Багажник
Большим новшеством можно считать цельную крышку багажника (которую, к слову, можно открыть с помощью движения ноги под бампером). И я действительно не знаю, радоваться этому или грустить, ведь откидная полка была удобной: как для того, чтобы сидеть на ней, так и для раскладывания любого снаряжения.
Причиной замены двойной конструкции на цельную крышку стали жалобы владельцев: мол, они не могут дотянуться до конца багажника. Но тем, кто жаловался, я скажу так: вы, наверное, и сейчас не сможете туда дотянуться, а вот остальные теперь лишились удобной полки, и садясь, будут пачкать ноги о бампер.
Впрочем, есть и приятная новость: крышка багажника стала закрываться быстрее. Но высота ее поднятия все равно недостаточна: с ростом 1.93 я должен наклоняться голову, чтобы не удариться о ее кромку.
Еще одной из претензий – оправданных претензий – к багажнику Land Cruiser/LX было отсутствие каких-либо органайзеров, позволяющим упорядочить огромное пространство багажника. И сейчас проблема осталась: никаких крючков и сеток для «трюма» все еще не предусмотрено, так что их снова придется доустанавливать самостоятельно. Зато в багажнике есть 220-вольтовая розетка, выдающая 100 Вт.
Как и раньше, запасное колесо спрятано под днищем. Оставить этот «якорь», мешающий во время выездов за пределы асфальта, кажется странным решением. Особенно учитывая то, как неудобно его доставать, когда в багажнике много вещей. Зато вместо ниши для запасного колеса внедорожник располагает небольшим подполом с двумя пластиковыми поддонами, где скрывается набор инструментов.
Комплектации
Для Украины внедорожник доступен в трех версиях: Prestige, Premium (именно такая у нас и была на тесте) и GR Sport. Первую логично было бы считать базовой, но для нашей страны она таковой не является: у нас Land Cruiser недоступен с тканевым салоном – минимум кожзам, у нас не будет базовой головной оптикой, в которой вместо линз использованы рефлекторы, у нас внедорожник по умолчанию будет комплектоваться семью местами.
Автомобили в комплектациях Premium и GR Sport будут стоить одинаково – около 2.5 млн грн (92 тыс. долларов). То есть намного больше, чем просили за Land Cruiser 200 под конец его продаж на нашем рынке: тогда он стоил около 63 тыс. долларов в базовой версии с бензиновым мотором.
Но если с Premium все понятно, то что такое GR Sport? Toyota позиционирует версию как наиболее способную вне дорог: с обвесом покороче, с меньшими дисками, но главное, с тремя полноценными блокировками.
Кроме бензинового мотора, Land Cruiser будет доступен и с 3.3-литровым дизельным V6 (299 л. с. и 700 Нм). О нем мы пока знаем намного меньше: по неподтвержденной информации, в его разработке принимала участие компания Mazda. Поэтому, возможно, такой дизель мы увидим и на кроссовере CX-9, но уже украшенный шильдиком Skyactiv-D. Как и бензиновый мотор, дизель комплектуется десятиступенчатой гидромеханикой.
Свет
К яркости и интенсивности света головной оптики придраться сложно: в ночное время дорога отлично освещена, во время использования ближнего четко заметна граница между освещенной и темной зонами.
В автоматическом режиме дальний свет – также яркий, отлично подсвечивающий еще и обочину – должен «вырезать» встречный и попутный транспорт. Но во время теста мы заметили, что оптика Toyota «cлепит» других водителей. И дело не в том, что матричная система дальнего не справляется со своей функцией разделения пучков света, а в том, что ближний настроен слишком высоко. А что подвеска у автомобиля достаточно мягкая, неровности на дороге еще больше усугубляют проблему.
По оптике также можно узнать комплектацию автомобиля. Головной блок передней оптики у Лэнд Крузера располагает тремя элементами. И внутренний элемент – самый близкий к решетке, отвечающий за дальний свет, в версии Prestige располагает не линзой, а рефлектором.
Предположу, что топовую оптику BladeScan приберегли именно для Lexus LX. Кроме того, у Lexus и оформление динамических указателей поворота должно быть получше, ведь в Toyota они смотрятся простовато из-за довольно большого расстояния между отдельными диодами. Соответственно, и выглядит «поворотное шоу» не так эффектно, как у немецких премиальных кроссоверов.
Выводы
Land Cruiser не превратили в кроссовер. Но воссоздавая те же принципы, что были заложены в предыдущую генерацию внедорожника, в Toyota использовали самые новые – по меркам японцев – технологии конструирования и сборки.
С одной стороны, мы не получили суперсовременный и комфортный городской кроссовер. С другой – мы не потеряли тот автомобиль, который пользовался у нас (и в мире) огромным спросом. Toyota не поддалась соблазну сыграть с немцами на их территории по их же правилам, а осталась в своей нише, которую отлично знает.
Недостатком нового Land Cruiser является отсутствующая теперь гидравлика и то, что пневматическая подвеска здесь так и не появилась. Что в первую очередь является репутационной проблемой.
Из неприятного также отмечу задний ряд: я просто не понимаю мотивацию производителя устанавливать это недоразумение в новый Land Cruiser. Единственным объяснением может стать лишь Lexus LX с роскошным двухместным вторым рядом (впрочем, в LX он должен был быть уже давно).
Однозначно хорошая новость – появление в Land Cruiser электронных помощников. Да и нельзя сегодня представить автомобиль за такие деньги без данных систем. Внедорожник располагает адаптивным круиз-контролем, системой удержания в полосе, системой мониторинга слепых зон, активным контролем пространства позади при движении задним ходом.
С другой стороны, придирки к Land Cruiser касательно уровня его оснащение – в контексте стоимости автомобиля – все же останутся. Да, внедорожник обзавелся существенным набором опций, но полноценного «люкса» внутри все так же нет: уровень материалов в Land Cruiser соответствует уровню Highlander или богатой комплектации RAV4. И пускай этому есть объяснение, о котором мы уже говорили сегодня – Lexus LX, но вопросы владельцам Land Cruiser задавать по-прежнему будут.
Но ведь тем, кто выбрал Land Cruiser, к этому не привыкать. Да и ответов на такие вопросы стало намного больше, чем раньше.
Обсуждение тест-драйва Land Cruiser
Прочёл про отпечаток пальца и задний ряд и больше не захотелось читать. Отстой за конскую цену.
+2-1ОТВЕТИТЬ